Дети мажоры: чем опасен безграничный достаток.
Говорят, что на детях гениях природа отдыхает. Можно ли сказать тоже о детях родители которых собственноручно создали свой капитал? Наверное, всем, кто живет в определенный исторический момент, кажется, что именно их время выдвигает самые сложные и до сих пор не известные испытания (в том числе и психологические).
Психологи называют несколько проблем, наиболее характерных для детей из богатых семей:
- Эгоистичность и эгоцентричность. В богатой семье ребенок находится в центре внимания: охранники, няни, гувернеры и гувернантки, репетиторы - все они занимаются ребенком. Прибавьте еще особый интерес со стороны учителей, а иногда и журналистов - в случае публичности его родителей.
Понятно, что такой ребенок с младенчества чувствует себя пупом земли. Кроме того, он привыкает потреблять не только материальные блага, но и окружающих людей, считая, что и существуют они только для того, чтобы служить ему. В результате возникают серьезные проблемы, когда приходится строить отношения с окружающими вообще и с близкими людьми в частности. Не считая себя обычными гражданами, они не готовы отвечать за свои проступки и уверены, что законы писаны не для них.
- Эмоциональная недостаточность - вследствие дефицита родительского внимания. Богатые родители - это не обязательно равнодушные негодяи, которые не хотят заниматься своим чадом. Зачастую они - просто заложники делание денег или устоявшегося в их кругу образа жизни. Но, в любом случае, несмотря на многочисленную прислугу, никто не в состоянии заменить малышу мать и отца. (О плохом воспитании и его причинах, читайте здесь).
Без родительской любви и внимания ребенок растет психически нездоровым:
- капризным, плаксивым, неуравновешенным, уязвимым, амбициозным. Он страдает от самых разнообразных комплексов и душевных проблем: от сомнений, что его вообще можно любить, до агрессивных проявлений и попыток привлечь внимание нездоровыми способами (вплоть до уголовных).
- Несамостоятельность и неприспособленность к жизни. Дети из богатых семей нередко лишены права выбора и живут в условиях несвободы. За мажоров решают все, даже определяют круг общения. Поэтому они несамостоятельны, безынициативны, часто лишены возможности восполнить дефицит родительской любви и тепла настоящей дружбой.
Маленьким богачам трудно научиться формировать отношения со сверстниками. Проблемы могут начаться уже в школе, где эти малыши становятся предметом насмешек. Ведь они порой не имеют элементарных навыков самообслуживания: не в состоянии завязать себе шнурки, сложить портфель, убрать за собой мусор.
- Ощущение «мир против меня». Стремясь подготовить своих детей к жестким правил конкурентной борьбы, родители нередко перегибают палку и формируют у них чувство «жизни в осаде». Такое ощущение может подпитывать наличие охраны, сопровождающего ребенка чуть ли не с грудного возраста. Как результат - у детей агрессия, развиваются недоверие к людям, подозрительность, циничность. Они постоянно начеку в ожидании нападения и склонны снимать напряжение не всегда здоровым образом.
- Неумение мечтать. Недаром говорят: «Хотите сделать своего ребенка несчастным - дайте ему все, чего он пожелает». Богатым детям действительно неизвестен вот такой интересный и полезный путь: вынашивать мечту о чем-то; взвешивать, насколько реально это получить, сбор информации, обсуждать с родителями или друзьями; вырабатывать план, как достичь желаемого, выбирать, от чего отказаться во имя своей мечты, прилагать собственные усилия, и - наконец! - Получить желанное.
И какой же скучный и банальный путь «захотел - получил», который будто укорачивает жизнь, ничему не учит и никуда не ведет (как бы к душевной пустоте).
- Оторванность от жизненных реалий. Малые богачи иногда совершенно не знакомы с тем, как живут люди за пределами их круга. Жизнь в «золотой клетке» пагубно сказывается на становлении их личности. В нашей стране нет культуры благотворительности, когда богатые люди идут к бедным, проникаются их проблемами, имеют представление об их жизни и тяготы быта, оказывают серьезную системную помощь.
Детям из «наших» богатых семей негде научиться избегать отрицательных впечатлений, конструктивно на них реагировать, сочувствовать старым, бедным, больным, немощным, помогать им по велению сердца, а не для пиара.
Образование за рубежом, которое получают дети в норковых пеленках, еще больше способствует формированию своеобразного слоя «инопланетян», которые не знают, как действительно живут их соотечественники. И может так случиться, что в нашем обществе сформируется бездушная, аморальна и полностью оторвана от отечественных реалий «элита». Если учесть, что дети богатых родителей - это потенциальные политики ближайшего будущего, то вполне можно предположить, что способ их правления страной не будет ни нравственным, ни социально направленным.
- Отсутствие желания соревноваться и честолюбия. Зачем прилагать усилия, учиться, самосовершенствоваться, если с детства у тебя уже все есть? Зачем доказывать, что ты самый умный, находчивых, если проще похвастаться какой-то особо дорогой вещью?
- Неумение чувствовать простые радости жизни. Чтобы ребенок гармонично развивался и умел быть счастливым, очень важно, чтобы он любил природу. Вечер у костра, умиротворяющая тишина, ночное звездное небо, восход солнца, ощущение красоты мира и счастья бытия - этого не купишь за деньги и это невозможно организовать. Отдых же в богатых чаще связан с зарубежными модными курортами, громкими тусовками и огнями городов, чем с родными лесами и полями и вспышками очагов... (Нужно-ли давать детям карманные деньги и сколько, читайте в этой статье).
- Страх неудачи. Кроме того, у детей богатых родителей может развиться страх не оправдать, не отвечать, не достичь... Родители часто имеют относительно своих детей завышенные ожидания. Они видят в своем ребенке «дело», вложив в которую определенные средства, можно рассчитывать на то, что затраты окупятся сторицей. Но планируют судьбу своего чада сами, без учета способностей ребенка и его желаний. Результат очень часто бывает ничтожный - ребенок не только не достигает запланированных высот, но и приобретает психологических проблем и комплексов или же становится на путь протестного поведения.
Обычно после перечня психологических проблем дают рекомендации, как вести себя, чтобы этих проблем избежать. В нашем случае совет один: хочешь видеть в своем ребенке хорошего человека - сначала стань им сам.