Ежегодно тысячи родителей ведут своих чад в школу, с волнением ожидая от них успехов. Практически все мы стараемся воплотить в детях свои желания, школьные провалы и недостатки, считаем, что они должны учиться лучше, чем мы, все знать и уметь. Поэтому нередко такое ожидание сопровождается излишним эмоциональным волнением.
Иногда мы с болью воспринимаем то, что в каких-то моментах обучения наши дети выглядят хуже, чем в свое время их родители. А в действительности мы были такими же, просто подсознательно обманываем самих себя и не в состоянии признать, что сами вовсе не идеальны.
Моя мама в школе писала красиво и без ошибок (она вообще золотая медалистка), я - значительно хуже, а почерк моего сына, который уже посещает второй класс, заметно красивее чем мой в его возрасте.
Многие родители, несмотря на несколько неуклюжие, кривые закорючки, что иногда и не напоминают буквы, сердятся и наказывают детей, повышают на них голос, а нередко и избивают. К своему удивлению, если они были внимательны к самим себе, то замечали, что при применении таких «методов воспитания» усиливаются негативные эмоции, и чем их больше, тем хуже становится почерк ребенка.
Уважаемая учительница моего сына - Людмила Ивановна, объясняя на родительских собраниях, почему нельзя сердиться на детей за плохой почерк, предложила нам (родителям) написать пару строчек левой рукой и удостовериться, что мы пишем еще и хуже ее маленьких учеников. Причина такой ситуации очень проста - не отработана соответствующая привычка или динамический стереотип писать этой рукой. (см. также статью левша или правша)
Давайте посмотрим на процесс письма несколько глубже и попробуем разобраться в возможных причинах некрасивого почерка наших детей.
Письменная привычка является одной из тех, которая, возникая как-то раз, не исчезает никогда. К таким навыкам еще относятся катание на велосипеде и плавание. Конечно, если пишем исключительно с клавиатуры компьютера, то навык ухудшается. Но после применения незначительных по времени и интенсивности усилий она восстанавливается.
Процесс письма является психофизиологическим актом. Он определяется условно-рефлекторной системой движений, состоящих из сознательных и автоматических (подсознательных) компонентов. С точки зрения «чистой науки» описывать процесс формирования такого навыка будет недостаточно интересным для читателя. Попробуем сделать это максимально кратко и в доступной форме.
Формирование любого навыка связано со своеобразным рисованием в мыслях личности соответствующего образа. И пока в «голове» ребенка не сформируется соответствующий моторный образ того, как будет выполнено соответствующее движение, правильное его выполнение невозможно. В этом плане интересна мысль Н. А. Бернштейна: «При тренировке любого движения (в том числе и письменной привычки) в первую очередь тренируются не руки, а мозг».
Ученые признают, что формирование мысленного образа движения вызывает изменения в различных системах организма, приводит к состоянию необходимого для дальнейшего выполнения действий соматическую, вегетативную и психическую сферу организма. Простое подтверждение этого вы можете получить, если ярко вообразите себе действия, связанные с определенным нервно-психическим или эмоциональной нагрузкой, некогда переживали в вашей жизни.
Например, представление прыжка с парашютом, высоты, свободного падения, сопровождающие его у людей, имеющих незначительный опыт прыжков, вызовет определенную тревогу, ситуативное увеличение частоты сердечных сокращений и т.д. То же самое возникает и при представлении процесса написания только в значительно меньшей степени. У ребенка этот образ еще не сформирован и поэтому это вызывает соответствующие «сбои», что негативно отражаеться на конфигурации букв, направлении строк, а также других признаках почерка.
Чтобы хорошо писать, человек должен:
- Мысленно выделить звуки, составляющие слово, распределить непрерывный звуковой поток на отдельные «фонемы», то есть на отдельные звуковые единицы, из которых он состоит;
- «фонемы» перекодировать в зрительно-двигательные элементы процесса письма. То есть представить, как выглядит каждый звук (буква) в целом;
- потом через головной мозг и другие органы центральной нервной системы дается соответствующая команда - какие движения выполнять для написания. Движения эти не обычные, непохожие на движения в развитых обезьян, приспособленных к лазанью по деревьям и хватанию пищи, а высокоорганизваными, с тонкими нюансами.
Что же обеспечивают эти команды? Во-первых, организацию необходимой рабочей позы ребенка, во-вторых, соответствующую силу нажима маленьких пальчиков на ручку и ручки на бумагу, в-третьих, достаточное напряжение мышц плеча и предплечья и некоторых других мышц тела, отвечающих за соответствующую плавность и круговидность движений, их ритмический рисунок. Кроме этого, обеспечиваются движения, направленные на организацию нормального соотношения между точностью, предусмотренной прописями и индивидуальной вариативностью, соблюдение координации движений во всех плоскостях (вертикальные, горизонтальные, промежутки между буквами, словами и строками).
Помимо прочего, процессом письма руководят те участки головного мозга, которые отвечают за нормальную работу кинестетического, зрительного и слухового анализатора. Поэтому, можете представить, насколько трудно детскому организму, который еще не сформировался полностью, одновременно управлять всеми этими органами для качественного выполнения упомянутых задач.
Индивидуальность развития всех этих органов, нервных связей между ними, даже состояние мышечной системы, а также неповторимость умение формировать целые образы в воображении и двигать их, безусловно, влияет на специфичность почерка каждого ребенка.
Этим небольшим очерком я демонстрирую только маленькую часть тех функций и действий, которые выполняет человеческий организм, обеспечивая наиболее адекватные решения при построении движений письма.
Специалисты, изучающие проблемы связи между почерком и психофизиологическими особенностями человека, считают, что конечное формирование почерка, как и всего организма заканчивается примерно в 25 лет. Одновременно и после этого могут наблюдаться изменения признаков почерка, вызванные болезнями, специфическими состояниями и другими причинами, в нашем понимании которые и ухудшают почерк.
Давно доказано, что храктер человека и его почерк - взаимосвязанные феномены и по почерку можно диагностировать как отдельные черты характера, так и его тип в целом. Кроме того, искусственно изменяя почерк, можно корректировать характер (графотерапия). В возрасте 6-7 лет, когда они начинают учиться писать в школе, характер еще не сформирован. Отдельные его черты находятся в исходном состоянии и соответственно влияют на почерк.
У маленьких школьников, которые несколько не дисциплинированные, излишне подвижный, иногда агрессивный и импульсивный, почерк характеризуется большими, чем у других детей, буквами, их элементы имеют углоподобную форму, напор и наклон непостоянный, написание без линеек для них почти невозможно, потому что строки «ползут» вверх или вниз. У других - малозаметных в детском коллективе, смущенных, в определенной степени тревожных и плаксивых может проявляться «дрожание» в «стенках» букв, небольшой напор, который постоянно меняется, уменьшен по сравнению с другими детьми размер букв. При написании на не разленееной бумаге этот размер может уменьшаться до конца строки.
Когда мы сердимся на детей, то вызываем у них соответствующие эмоции, которые у одного проходят в форме встречной агрессии, а у другого повышается уровень ситуативной тревоги и т.п. Такие эмоции видны за вегето-сосудистыми проявлениями, например, такими как покраснение, побледнение, увеличение частоты сердечных сокращений и дыхания, возникновение дрожания...
Безусловно, такое нарушение нормального баланса организма отражается на самых некрасивых, как на наш родительский взгляд, признаках почерка. Дети начинают писать с еще большим несоблюдением линии строки, разными по размеру буквами с «танцующим» уклоном. В конце почерк становится ужасным, и мы со всей родительской жесткостью, воспринимая это все за лень, отсутствие настойчивости, начинаем применять более жестокие (считайте - бесполезные в этой ситуации) методы воспитания.
Худшее, то, что дети, формирования навыков у которых происходит в таких условиях, как правило, так и не учатся писать красиво. Но это полбеды. Мы именно так ломаем индивидуальность, неправильно формируем характер, что со временем может привести к невозможности нормального творческого развития личности с полноценным задействованием всех внутренних сил ребенка.
Отдельно хочется сказать о следующем. Нередко у детей-первоклассников проявляется так называемое «зеркальное письмо». Когда такой признак фиксируется у взрослого человека, то она является тревожным симптомом, поскольку может свидетельствовать о нарушениях в сигнальных системах, распад пространственно-двигательных связей, возможно органическое поражение тех частей головного мозга, отвечающие за работу зрительного анализатора.
Одновременно у детей такая ошибка должна восприниматься достаточно спокойно, поскольку у них именно этот анализатор, его связи с другими участками головного мозга и органами нервной системы еще недостаточно развиты. Необходимо также помнить, что «зеркальное письмо» может наблюдаться у взрослых - левшей, искусственно перевчених писать правой рукой.
По этой же причине некоторые дети при написании под диктовку могут заменять артикулярных близкие буквы. Например, «ж» на «ш», «с» на «ц», что связано с пока недоразвитым слуховым анализатором.
В таких случаях в первую очередь, дорогие родители, вы должны ругать себя. Как правило, у тех детей, которым в детстве поют колыбельные, дают слушать музыку, тренируют петь самих, учат учить и рассказывать стихи, слуховые анализаторы работают значительно лучше. Если вы вместе с ребенком много рисовали, обращали ее внимание на конфигурацию и мелкие детали строений, деревьев, машин, обсуждали, что видел малыш в течение дня и во сне, то соответственно развивали его зрительный анализатор.
Когда же с возрастом у детей при обучении и повседневной жизни развиваются те психологические качества, которые «делают» личность более спокойной, устойчивой и адаптивной к внешним раздражителям - постепенно и почерк выравнивается, становятся стабильными наклон и нажим, направление строк и другие признаки. В школе дети много пишут, что соответственно и способствует формированию письменных навыков. При этом организм проходит через ряд проб и ошибок, что позволяет выбрать и создать свой индивидуальный стиль письма, отличающийся от других.
А пока все системы организма вашего ребенка не будут работать качественно и центральная нервная система не будет обеспечивать взаимодействие между ними, почерк будет формироваться . А на этом этапе он не может быть идеальным.
Подытоживая изложенное, хочется сказать, что каждый человек неповторим. Проявления такой индивидуальности есть во всем, начиная от отпечатков пальцев, ушных раковин и разнообразия цветов глаз, с характером и, конечно же, почерком.
Некрасивый почерк - это не трагедия. Проводя исследования зависимости между почерком и характером в течение почти 15 лет, я обратил внимание, что внешне красивый, а особенно украшенный почерк далеко не всегда принадлежит интеллектуально развитой и продуманной личности, хорошему человеку в широком смысле этого слова. Однако, если вы сможете воспитать Человека и здоровую, активную, умную, спокойную, с чувством юмора и другими положительными качествами личность, то его почерк будет достаточно ровным, нормального размера и будет нормально читаться. Поэтому предлагаю сосредоточиться не на наказании, а на более приятных и позитивно перспективных делах воспитания. Кандидат психологических наук А.В.Федин